Современная живопись - кризис или закономерный исход

April 4, 2020

Современная живопись - кризис или закономерный исход

Многие художники признают явную взаимосвязь своего творчества и социально-культурных тенденций того исторического периода, в котором им довелось жить и работать. Время формирует ценностные ориентиры и доминанты, а личность, занимающаяся изобразительным искусством, становится рупором эпохи, выразителем многочисленных веяний в жизни общества, настроений и убеждений людей, с которыми художник сталкивается в своей творческой деятельности и во всякое остальное время.

Не так давно появилось новое понятие – «актуальное искусство» – синоним понятию современного искусства. Однако они все же не тождественны в полной мере. Если современность подразумевает временную отнесенность произведений изобразительного искусства, то актуальность сродни модным тенденциям и острым проблемам, волнующим многих. В ином контексте актуальное искусство ассоциируется с востребованностью и спросом, т.е. подразумевается коммерческий успех того или другого образца современного искусства.

Мастерство живописца заметно проявляется тогда, когда ему удается соединить в своем произведении проблематику настоящего с вечными дилеммами философского характера. Умение узреть в каждой частной ситуации что-то сакраментальное и вневременное возвышает автора и его работу до уровня гениальности и неповторимости – так появляются таланты и их оригинальные творения, которые со временем становятся непревзойденными произведениями изобразительного искусства эпохи.

В России каждый год художественные школы, училища, академии выпускают сотни новоиспеченных мастеров кисти и красок – специалистов с соответствующим дипломом. Добавьте сюда целую армию живописцев-самоучек, занимающихся изобразительным искусством по зову сердца. Вроде бы недостатка талантливых художников быть не должно. И тем не менее, по единодушному мнению критиков и искусствоведов, в современной живописи наблюдается застой, который свидетельствует о кризисе актуального искусства. Скорее всего, этот кризис и есть самый главный тренд, фиксируемый абсолютно во всех сферах культурно-общественной жизни. И не то чтобы картины стали рисовать хуже… Однако возникает ощущение, что все, что можно было сказать языком кисти и красок, уже как будто сказано, а новых средств выражения классических идей красоты, гармонии, совершенства пока еще не найдено.

Зарубежные арт-дилеры относятся неоднозначно к работам российских мастеров – наше современное искусство кажется им национально-ориентированным, тогда как многие продвинутые художники из Америки и Европы стремятся выразить на своих полотнах глобальные тенденции, представить собственную работу как вневременной шедевр мирового значения. Несмотря на существование и активную деятельность Союза художников, а также ряда других общественных организаций, всячески поддерживающих представителей сообщества живописцев-профессионалов, о большинстве талантливых авторов известно только критикам и знатокам изобразительного искусства в России. Вследствие этого, работы наших соотечественников меньше котируются на западном арт-рынке, что наводит на мысль о некой обособленности российской современной живописи. Благодаря, в первую очередь, интернет-галереям и онлайн-коллекциям сегодня практически у каждого цивилизованного человека есть возможность приобщиться к произведениям высокой культуры и народного творчества. Новые технологии позволяют не только облегчить повседневную жизнь людей, но и обогатить ее эстетически и духовно. Изобразительное искусство предстало перед неискушенными зрителями во всем своем многообразии, а у создателей художественных произведений появилось больше возможностей продемонстрировать свой талант и индивидуальность, поделиться опытом или достижениями, получить обратную связь от тех, кому и предназначается послание. В итоге, полемика и споры, которые вели между собой только эксперты в области современного искусства, плавно перетекли в виртуальное пространство, став достоянием общественности. Многие неравнодушные люди смогли высказаться и как-то повлиять на общий ход обсуждения и оценки процессов и тенденций современной живописи. Полярность мнений превратилась в многообразие точек зрения и позиций, а традиционализм и ориентация на классические каноны уступили место смешению форм, стилей, направлений, открытому и непрекращающемуся эксперименту.

У каждого найдется свой ответ на вопрос, каким должно быть современное искусство. Должен ли художник оставаться выразителем чаяний своего поколения или ориентироваться на незыблемые, порой догматические традиции, заложенные его предшественниками? Где искать образы и темы для того, чтобы оставаться современным и востребованным среди профессионалов и любителей? Искусство, в отличие от точных наук, не приемлет однозначного ответа; оно всегда выступает против штампов и заурядности, живо реагирует на всякие значимые перемены в обществе и культуре, предстает в новых ипостасях, открывая возможности для всех участников этого творческого процесса реализовать себя.

В любом случае, искусство, существующее сейчас, независимо от его характеристик, остается современным до тех пор, пока оно присутствует в жизни людей.

ArtGorod.ru

 

Внимание! Перепечатка или любое другое использование материалов размещенных на нашем сайте возможна только при условии размещения ссылки на www.ArtGorod.ru

 

Оставить комментарий

Все поля обязательны для заполнения