Гиперреализм
Прислано artgorod на February 17 2007 - 16:05:18

ГИПЕРРЕАЛИЗМ (hyperrealism - англ.), или фотореализм (photorealism — англ.) —
худож. течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографии.
воспроизведении действительности. И в своей практике, и в эстетич. ориентациях
на натурализм и прагматизм Г. близок поп-арту. их прежде всего объединяет
возврат к фигуративности. Выступает антитезой концептуализму, не только
порвавшему с репрезентацией, но и поставившему под сомнение сам принцип
материальной реализации худож. концепта.
Магистральным для Г. является точное, бесстрастное, внеэмоц. воспроизведение
действительности, имитирующее специфику фотографии: принцип автоматизма
визуальной фиксации, документализм. Г. акцентирует механич., “технологич.”
характер изображения, добиваясь впечатления гладкописи при помощи лессировки,
аэрографии, эмульсионных покрытий; цвета, объемы, фактурность упрощаются. И хотя
излюбленная проблематика Г. — реалии повседневной жизни, городская среда,
реклама, макрофотографич. портрет “человека с улицы”, создается впечатление
статичной, холодной, отстраненной, отчужденной от зрителя сверхреальности.
Вместе с тем, наряду с тенденциями “масс-медиатизации” искусства, в Г.
присутствует и поисковый, экспериментальный пласт, связанный с усвоением
наиболее передовых технологий и приемов фотографии и киноискусства: крупный план,
детализация, оптич. эффекты, монтаж, полиэкран, авторская раскадровка, съемка с
высокой точки и т.д.
Г. возник в США во вт. пол. 60-х гг. Творчество его адептов в области живописи
посвящено достаточно опр. тематике: усеченные рекламные щиты (Р. Коттин-гэм),
брошенные автомобили (Д. Солт), витрины с отражающейся в них городской жизнью (Р.
Эст, Р. Гоингз), конные бега (Р. МакЛиэн).
Наиболее известный из скульпторов-гиперреалистов — Д. де Эндреа, чьи выполненные
в натуральную величину работы отмечены иронич. отчуждением. Манекеноподобные
обнаженные фигуры (“Сидящая брюнетка на пьедестале”, “Сидящие мужчина и женщина”),
воспроизводящие роденовские позы — своего рода кичевые антигерои, пародирующие
идолов коммерч. рекламной красоты. Их цветущая плоть контрастирует с внутр.
пустотой моделей, находящихся в антипигмалионовских отношениях со своим
создателем (“Автопортрет со скульптурой”). Являясь не только музейными,
выставочными экспонатами, но и модными атрибутами совр. деловых интерьеров,
натуралистически детализированные “ню” рассчитаны на эстетич. шок. С ними
рифмуется физиологизм персонажей-прототипов американизма (Д. Хэнсон), а также
гиперреалистич. сексуальная символика мощных фигур, лишенных головы и ног, в
атлетическом реализме (Р. Грэхем).
Худож. опыт Г. явился предтечей постмодернизма в живописи и скульптуре. Ряд его
приемов стал органич. частью постмодернистского худож. языка. Так, “навязчивый
реализм” (М. Леонард, Б. Джонсон, С. Холи) сочетает традиц. натуралистич.
технику с совр. кино-, фото-, видеоприемами воздействия на зрителя, эффектами
виртуальной реальности: гипнотически жизнеподобные детали в сочетании с нулевым
градусом интерпретации создают атмосферу солипсистской замкнутости личности на
фоне самодостаточной вещности мира.

Лит.: Kultermann U. Hyperrealisme. P., 1972; An conceptuel et hyperrealisme:
collection Ludwig. P., 1974; Hyperrealistes americains, realistes europeens. P.,
1974; Superrealism, a Critical Anthology. N.Y., 1975; Meisell. Photo realism. N.Y.,
1980; Groupes, mouvements, tendances de 1'art contemporain depuis 1945. P., 1990.

материал: www.visaginart.nm.ru