Развитие и размещение художественных промыслов на территории РФ. Часть 2
Прислано artgorod на March 23 2007 - 21:16:59

Художественной росписью оформляются главным образом
изделия, дополняющие костюм (головные и шейные платки, шарфы,
палантины, галстуки), а также панно и портьеры, придающие
изысканность любому интерьеру. Легкие платья и сарафаны, строгие
блузы и летящие юбки расписываются завораживающими
диковинными птицами, райскими садами, многоцветными
тропическими рыбами.
Продукция фирмы отличается неповторимостью и
разнообразием цветового решения, декоративными цветочными
композициями, сюжетной росписью в традициях старого русского
батика.
Творческая художественная мастерская была создана в 1992
году, и с тех пор озерский батик покорил посетителей
международных выставок. Коллекции одежды из шелка
демонстрировались на подиумах Москвы, Екатеринбурга, Санкт-
Петербурга, Новосибирска, а также многих городов Европы —
Парижа, Праги, Трира, Лейпцига.
В 1996 году в Вашингтоне фирма «Камелия» получила
престижную международную награду «Факел Бирмингама».
«Кунцево»
Фирма «Кунцево» создана на базе фабрики плетельных
изделий, с 1995 года производившей текстильно-галантерейные
изделия — головные платки, шарфы, кашне с художественной
росписью в стиле «батик».
Роспись тканей отличается разнообразной композицией и
изысканным колоритом. Своими достижениями фирма во многом
обязана творческой группе художников: Т. Я. Рождественской, Л. Л.
Хромовой, А. И. Железнову, М. Ф. Великановой и другим.
В настоящее время коллектив фирмы помимо текстильно-
галантерейной продукции выпускает женские костюмы из
натурального шелка ручной росписи в стиле «батик», принимает
заказы на выполнение вышивок, эмблем, фирменных лент, в том
числе разнообразных деталей и нашивок для детской одежды.
«Русский батик»
Мытищинская фабрика художественной росписи тканей
занимает достойное место в современном русском искусстве
текстиля. Практически за одно десятилетие на фабрике сложился
высокопрофессиональный коллектив художников и мастеров, на
основе традиций русского народного искусства сформировался
собственный почерк росписи текстильных изделий.
Художественная роспись ткани выполняется вручную по
авторским рисункам опытных художников фабрики с обязательным
варьированием каждого рисунка в цвете. Изделия выпускаются
малыми сериями, в подарочном варианте.
Для изготовления женских головных платков традиционно
применяются только натуральные шелковые ткани. С XIX века в
качестве отделки русских шалей и платков используется бахрома
ручного вязания, которая украшает изделия и придает им
композиционную завершенность.
Текстильные изделия выполняются в технике холодного
батика с использованием сетки-матрицы для нанесения резерва —
контура рисунка на ткань.
Таковы основные предприятия народных художественных
помыслов России, включенные в состав Ассоциации «НХП». Но
более убедительным примером вовлеченности всех областей
Российской Федерации в производство изделий художественных
промыслов послужит карта размещения предприятий на территории
нашей страны.

Говоря о современных художественных промыслах,
упомянуем об основных традициях народного изобразительного
искусства, которые должны быть максимально закреплены в
художественных производствах. Остановимся на характеристике
этих традиций, определяющих специфику художественных
промыслов как отраслей специализации.
Естественной функцией народных художественных промыслов
является выпуск утилитарно-художественной продукции, то есть
бытовых изделий, художественно оформленных. Некоторое время
назад широко распространилось мнение о том, что художественным
промыслам надлежит отказаться от своей предметной первоосновы,
перейти к выпуску собственно декоративных изделий. Истоки такой
позиции заключались в массовом изготовлении и распространении
фабричных предметов быта, монотонность которых должна была бы
разрушаться, облагораживаться изделиями промыслов, обладающих
повышенными декоративными качествами. На практике это привело
к тому, что наряду с безликими машинными предметами обихода, в
нашем быту появилось множество художественного «мусора» —
безделушек, ни о чем не говорящих сувениров, ни к чему не
приложимых полудекоративных, полустанковых произведений. Это
скоро стало истинной проблемой культуры быта, с одной стороны, и
проблемой промыслов — с другой. Теперь очевидна правота тех
специалистов, которые настаивали на необходимости сохранения
утилитарного характера выпускаемой промыслами продукции.
Другая, не менее противоречащая традициям народного
искусства оплошность заключалась в усиленном поиске путей
осовременивания образного языка выпускаемых промыслами
изделий. Такая постановка вопроса должна быть раз и навсегда
признана абсурдной, ибо все то ценное, что мы наследуем от
народного изобразительного искусства, приходит к нам в виде
конкретной художественной традиции, ассортимента, формы, декора
произведений, сохранять и органично развивать которые промыслы
обязаны в первую очередь.
Специфическая особенность продукции народных
художественных промыслов заключается в том, что для ее
изготовления используются традиционные природные материалы.
Никакие иные изделия, создаваемые сегодня, не дают современному
обществу столь реальной возможности конкретного общения с
природными материалами. Это высоко ценимо в современной
культуре. Как уже отмечалось, природные материалы отпускаются
современному человеку достаточно скупо, это требует от мастеров
особого умения пользоваться ими, выявлять их красоту.
Эстетика материала познается мастерами в их конкретной
будничной практике, в процессе изготовления изделий. Здесь не
требуются какие-либо специальные формы обучения: свойства и
возможности материала ощущаются рукой, воспринимаются глазом,
пробуждая в душе мастера желание творить. С проблемой
оптимального использования природных материалов неразрывно
связан вопрос о сохранении в деятельности промыслов
традиционных художественно-ремесленных приемов, лежащих в
основе творческого труда мастеров.
Ручной творческий труд народного мастера естественно
сочетает в себе различные стороны человеческой деятельности. Вне
разумного использования ручного творческого труда невозможно
само существование народных художественных промыслов. Отказ от
рукотворного создания предметов быта означает практически
прекращение основной традиции народного искусства. В этом и
заключается специфика художественных промыслов.
Несмотря на современную механизацию труда,
художественные промыслы все же сохранили свою особенность, что
и выделяет их среди прочих промышленных производств.

В целях сохранения народных художественных промыслов в
условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в
федеральных и региональных органах власти в 1990 году по
инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные
художественные промыслы России».
В настоящее время Ассоциация объединяет более 250
организаций народных художественных промыслов из 62 регионов
страны. Среди них всемирно известные, составляющие
национальную гордость России центры народного искусства,
которые изготавливают изделия с хохломской и городецкой
росписью по дереву, гжельский фарфор и майолику, ростовскую и
сольвычегодскую финифть, вологодское и елецкое кружево,
богородскую и беломорскую резьбу по дереву, кубачинские и
великоустюжские ювелирные украшения, холмогорские, чукотские и
тобольские резные изделия из кости, нижнетагильские и жостовские
подносы, скопинскую и псковскую керамику, торжокские
золотошвейные изделия, кисловодский, сысертский и вербилковский
фарфор, уникальные изделия златоустовских и тульских
оружейников, изделия узорного художественного ткачества и
вышивки.
Отраслевая наука в Ассоциации представлена Московским
НИИ художественной промышленности, включающим Музей
народного искусства с его уникальной коллекцией произведений
народных мастеров, и Нижегородским научно-исследовательским
конструкторско-технологическим институтом. В Ассоциацию входят
10 учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для
предприятий промыслов, и несколько специализированных
магазинов-салонов.